Заметка

Смерть всегда приходит с зеркалом

Преображение души начинается с познания себя, своей немощи, своей испорченности, одержимости гордыней, живущей в каждом из нас.

Одно из Евангельских чтений этого воскресного дня в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Это «Притча о десяти девах». Смысл ее – успеть заправиться маслом, пока не поздно. Задача – найти и купить масло. Проблема – не дать себя обмануть, купив не то, что нужно.

Для этого важно разобраться, как правильно отличить сертифицированное масло от подделки, учитывая, что на современном духовном рынке качественное масло очень сложно найти. Подделка гореть не будет, в лучшем случае только коптить.

Я понимаю, что мой слабый голос утонет в хоре рыночного многоголосия продавцов фальшивого масла, но все же я попробую сказать свое слово.

Качественное масло должно иметь правильные пропорции своих двух основных элементов – «внутреннего» примерно 70%, и внешнего 30%. Проценты, кончено же, условные. Подделки, в основном, состоят из внешнего элемента, доходящего иногда до 100 % содержания масла. Но дело в том, что «правильное» масло имеет свою четкую молекулярную структуру. Его ядро, сердцевина, собственно то, что и дает энергию и производит свет, есть «внутренний» элемент. А то, что сгорает, и дает тепло – это как раз элемент «внешний».

Не собрав «внутреннее» и, возлагая надежду лишь на «внешнее», мы совершаем фатальную ошибку. Приходами, епархиями и каждым христианином в отдельности изыскиваются и разрабатываются разные «добрые дела», мероприятия, проекты и т.п. Но изначально от Бога на нас возложена задача по реализации лишь одного проекта – постичь замысел Божий о каждом из нас.

Помимо того, если мы нарушим священную иерархию духовной вертикали, то все наши горизонтальные дела, начертанные в социальной межличностной плоскости, будут домами, построенными на песке и обреченными на разрушение и бесплодность. Основание духовной вертикали лежит во Христе, который должен быть Епископом нашего сердца и центром евхаристического единства каждого прихода.

У нас один общий для всех и единственный враг – наша смертность, ветхость души и неспособность войти в Небесное Царство.

Если, к примеру, приход, лишившись своего юридического статуса, теряет из-за этого свое евхаристическое единство со Христом и во Христе друг с другом, то это значит лишь одно – он был не приходом, а предприятием. Если христианин, генерируя из себя множество добрых дел, не посещает регулярно церковные богослужения, не имеет внутренней тишины, чистой совести, внимательной нерассеянной молитвы, регулярного причастия Святых Таин и покаяния, то он уже и не прихожанин.

У нас один общий для всех и единственный враг – наша смертность, ветхость души и неспособность войти в Небесное Царство. Поэтому, прежде всего, мы должны бороться против живущей в нас смерти, начиная с самих себя. И только справившись с этой задачей, через личное преображение, мы можем надеяться, что наши внешние проекты социальных преобразований принесут кому-то пользу.

Но беда в том, что мы готовы помогать всем, бороться с любыми врагами, только бы не с собой и не с тем, что внутри нас. Любовь, на которой стоит «весь закон и пророки», недостижима через благотворительность, милостыню, и проч. Она доступна лишь обновленному изнутри человеку, который преодолел свою самость и вышел из-под власти эгоизма. Исключительно внешними делами она недостижима. Христианская любовь – это не голос эмоций, это голос духа Божьего, живущего в человеке.

Для ее стяжания требуется внутренняя жизнь в Боге, полная перестройка мыслей, преображение чувств и воли, что без постоянной молитвы, внимания к себе (трезвления) недостижимо. Но как раз с этим то у нас и проблема. Этому никто не учит, да и учить некому.

Повторяя из года в год на проповедях заповедь преподобного Серафима Саровского о необходимости стяжания Духа Святаго, как цели и смысла человеческой жизни, мы даже не пытаемся понять, а что же нужно для этого сделать. А если и увидим этот узкий тоннель, ведущий к заданной преподобным цели, мы сразу начинаем кричать, что это не для нас: «я не монах, я не пустынник, я не подвижник». Я лучше поеду в детский дом конфеты раздам, бедным помогу, в православном велопробеге приму участие, в паломничество поеду и прочь. Беда в том, что это не спасет! Смысл жизни не в этом, а как раз в том, о чем сказал преподобный Серафим – в преображении души.

А начало его в познании себя, своей немощи, своей испорченности, своей одержимости дьявольской гордыней, живущей в каждом из нас. Как раз в ней и находится сердцевина зла – самообожение, чем, по сути, и является наш егозим. Без разрушения этой дьявольской твердыни, ни о каком спасении, и уж тем более духовной жизни, речи идти не может. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Часто свою т.н. духовную жизнь мы превращаем в театральные декорации.

Признаком наличия в душе искомого масла мудрых дев является способность в любых обстоятельствах хранить мир, покой и благодушие; когда в ответ на оскорбления, агрессию, насмешки душа не реагирует обидой, возмущением и злобой. Человек с духовным маслом в сердце всю агрессию, направленную на него, поглощает, растворяя ее своим внутренним миром. Это признак того, что христианин стяжал начальное смирение, но отнюдь не того, что он уже спасен. Данное устроение говорит лишь о том, то он только в начале пути.

Проблема в том, что часто свою т.н. духовную жизнь мы превращаем в театральные декорации. Мы, конечно же, меняем фасад с черного на белый, меняем сюжет с адского на райский, переписываем сценарий и проч. Затем выходим к людям и говорим: «в черный театр не ходи, там живет зло, ходи к нам, у нас добро». А суть остается та же: развлечение ума во внешнюю суету, услаждение чувств, пускай и добрых, рассеянностью блуждающих мыслей.

Но умирать и идти по долине смерти тебе придется лишь с самим собой, с тем самым человеком, от которого ты прятался всю свою жизнь, убегал от него во внешние «добрые дела», прятался от него в «православных соцсетях», в общем делал все, лишь бы не оставаться с ним наедине.

И заглянуть внутрь этого человека нам все же придется. Смерть приходит с зеркалом. И она заставит нас в него посмотреть. А там будет тот человек, который является нашим главным врагом. Вместо того, чтобы с ним драться, мы от него убегали, но вот он нас сам догнал. Теперь поздно.

И потом может оказаться, что нет несчастнее во всей вселенной существа, которое не постигло своего призвания, которое ради чечевичной похлебки отказалось от первородства. «О бедные люди! Если бы они знали какие блага меняют на кал греховный, то пожелали бы лучше не родиться вовсе, заживо сгнить в утробе своей матери» (преп. Парфений Киевский).

Бог дал нам дар Жизни, дал возможность войти в Царство нетления, дал совершенство обожения. Мы поставлены Им перед чудесной, непостижимой тайной творения Богом из праха земного бессмертных богов.

Христово Евангелие ждет от нас великого мужества – поверить в данную нам возможность стать богами по благодати, и дать Богу возможность сообщить нам Свою Жизнь, родившись свыше.

Протоиерей Игорь Рябко

счетчик (10)

Комментарии закрыты.