Заметка

ПОЧЕМУ В ПСАЛТИРИ ПЕРВЫМ РАЗМЕЩЕН ИМЕННО ПСАЛОМ «БЛАЖЕН МУЖ»?

Святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь глаголами Духа Святого. Святитель Василий Великий говорил о ней следующее: «…является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности». Т. е. Псалтирь открывает нам законы небесной жизни, но, по слову вселенского учителя Церкви, не только открывает, но и учит нас им. Учит православного христианина постигать их и достигать их, чтобы с Божьей помощью идти верной дорогой ко спасению в земной жизни.

Святитель Амвросий Медиоланский писал следующее: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».

Почему же именно «Блажен муж» (псалом назван так по началу первого стиха) является первым псалмом?

Потому что он предельно ясно говорит о той истине, что закон Божий (заповеди Господни) – главная суть жизни каждого человека и всего сущего. Мало того, они являются источником этой жизни. И муж (здесь имеется в виду всякий человек, не только мужчина, но и женщина), который старается жить по заповедям Божиим, получает высшую радость – блаженство. Его еще святые отцы называли уподоблением божеству. Человек, старающийся воплощать в своем земном существовании Закон Божий, будет «яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеет» (Пс. 1:3). Т. е. этот человек, словно бы подключенный к источнику Божественной благодати, как дерево, растущее на водном источнике, будет иметь в себе полнокровную жизнь такую, что даже маленький лист на данном дереве не засохнет, не умрет и не отпадет. Потому что Бог будет животворить его. А нечестивые и грешники – все те люди, которые не исполняют закон Божий, полны в себе смерти, ведь по своей воле отторгаются от Бога – единственного Источника жизни для всего сущего. Они не живут, но умирают: «не тако нечестивии, не тако: но яко прах егоже возметает ветр от лица земли» (Пс. 1:4). Такие люди, стремящиеся ко греху и отвергающие заповеди Божии, говорит нам данный псалом, уже мертвецы. Не просто умирают, но они как прах, который развеял ветер. И он исчез, что, в сущности, случилось, например, с хананеями и со многими другими народами, не познавшими истинного Бога.

Поэтому псалом и заканчивается словами: «Яко весть (в переводе на русский «знает, оберегает, хранит». – Прим. авт.) Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). И это само собой является логичным, органичным выводом данного псалма.

Потому Господь устами святого псалмопевца Давида и говорит нам: «Но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1:2). Следовательно, мы должны учиться закону Господню день и ночь, чтобы стяжать вечную жизнь и спасение. И тогда дерево нашей души будет напояться источниками водными Святого Духа. Оно станет живиться ими.

И первый стих первого псалма, исходя из всего вышесказанного, звучит мощным призывом к изучению и сотворению закона Божьего, Его заповедей: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе…» (Пс. 1:1).

Довольно сложным для истолкования является следующий стих псалма: «Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных» (Пс. 1:5). Святые отцы, в частности блаженный Феодорит Кирский, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, поясняют это место следующим образом. Здесь ни в коей мере не говорится о том, что грешники не воскреснут. Они воскреснут во Второе Пришествие Христово, Которое совершится при кончине мира. В псалме сказано о том, что нечестивые не воскреснут на Суд, т. е. они не будут иметь нужды в Суде, так как нечестие их настолько явно, что они будут тут же осуждены. Они воскреснут на Суд не для разбирательства, но для того, чтобы услышать праведный приговор. И после они не смогут воскреснуть-войти в мир праведников. Но воскреснут для вечной жизни-мучения в аду.

Святые отцы писали также, что первый псалом является основанием всех псалмов, потому что наставляет всех людей творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: поэтому и начинается от блаженства.

В богослужебной практике Церкви именно с первого псалма начинается седмичный круг пения и чтения Псалтири на службах. Первая кафизма, начинающаяся со стихословия «Блажен муж», помещена на воскресном (по церковному Уставу воскресенье – первый день недели, которая начинается с воскресной вечерни) всенощном бдении после возглашения великой ектении.

Первый псалом является дверью в Небо, которое открывается нам при чтении Псалтири. Войдем же со страхом Божиим в эту дверь, чтобы обрести нетленные сокровища и вечное блаженство!

Поспешим же здесь, на земле, исполнять заповеди Божии, будем собирать их в жизни «паче тысящ злата и сребра» (Пс. 118:72), ибо именно в них спасительная жизнь для человеков.

Иерей Андрей Чиженко

счетчик (59)

Комментарии закрыты.