Когда и как нужно молиться «специализированным святым», о которых сложилось мнение, что именно они помогают в определенных нуждах? О подлинности веры и неверности, расширении круга друзей и подмене понятий – пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев.
К святым, безусловно, нужно обращаться за молитвенной поддержкой, но необходимо понимать и мотив, почему мы это делаем.
Дабы не впасть в лукавство
Истинная духовная жизнь открывает перед человеком новые горизонты – верующий становится ближе и к Богу, и к людям. Мы словно расширяем круг своего общения, понимая, что самый главный в нашей жизни – Христос, но есть ещё и святые – наши сомолитвенники и друзья. И вполне естественно, что возникает желание поделиться той любовью и опытом, что мы получили у Христа с другими. А также узнать, услышать, наследовать опыт других. Это и есть Церковь.
У каждого святого был свой опыт познания Христа и служения Ему – например, победа над той или иной страстью, чудеса. И мы обращаемся к такому святому в определенной проблемной ситуации в надежде, что этот святой и подскажет, и укрепит. Это позитивный мотив.
Например, есть житийные свидетельства, когда святые при жизни исцеляли от болезней. Зная, что святые и после своей физической смерти помогают, и духом они также рядом с нами, мы продолжаем к ним обращаться в своих молитвах.
Но есть и второй мотив – хитрый, лукавый и очень опасный. Это обращение к «другому», исходя из недоверия к Главному. Так поступают люди, мыслящие сугубо по-мирски: не договорился с начальником – пойду к заму, может, там получится. Такое вот некое неверие, или даже неверность, проявляющиеся в духовной среде более грубой формы – языческой. Когда человек легко меняет одну веру на другую и третью, молится разным богам – одному палочку ароматическую воскурил, другому животик погладил, третьему цветочек бросил. Этот психологический момент может проявляться и в людях, считающих себя христианами. Они к святым относятся как к божкам более низкого порядка. Уходя от Христа, они решают договариваться с теми или иными святыми.
И начинается такая, чуть ли не маниакальная специализация – поиск каких-то особенных тайных молитв, икон с неким обязательным изображением.
А ведь Матерь Божия – одна и в разных Своих ликах проявляет к человеку милость. Есть, допустим, в доме Казанская икона Божией Матери, то совсем не нужно искать другую икону Богородицы, чтобы помолиться о существующей проблеме. И в отношении к святым часто то же самое происходит.
А как Церковь на это реагирует? Во многих случаях такая самодеятельность со стороны человека так самодеятельностью и остается. Очень мало у нас есть молитв, написанных для т.н. «специализированных» случаев. Чаще всего, читая в молитвослове, что тот или иной святой помогает в тех или иных обстоятельствах, мы не найдем ничего, кроме тропаря или кондака этому святому. И то, как правило, в общей форме, где только подставлено имя это святого. Или если молитва святому, то она о неких нуждах, но не имеет узкой специализации.
Напрасно растраченные усилия
Нужно больше доверять Христу. Молиться нужно, полагаясь на Христа, и видя в святых отражение Христа, жизнь ради Него и служение Ему. Если убрать главную составляющую, где Христос посреди нас, то вера превратится в банальное язычество и многобожие. В чем нас часто и упрекают представители других конфессий, сталкиваясь с «практикующими христианами».
За этим поиском т.н. «специализированных» святых иногда забывается Тот, ради Кого они молились. И я видел у таких людей некое разочарование, когда начинаешь им объяснять, что подобные поиски и подвиги не туда направляют время и энергию. Чаще всего люди, которые замкнуты на поиске «специализированных» святых, не горят особым желанием исповедоваться и причаститься Тела и Крови Христовой. Для них это кажется сложным. А такой вот «квест с преодолением препятствий» кажется им вполне приемлемым и нормальным.
И получается так, что иногда такие люди даже обижают святых, приписывая им те качества, которые им не свойственны, и даже противоречат догматам Церкви. Конечно, я не вправе ограничивать возможные милости святых, но, мне кажется, иногда бывает явный перебор со «специализацией».
Абсолютно все святые – заступники и молитвенники перед Богом. В норме любовь человека ко Христу открывает ему глаза на то, что есть еще и святые, и он расширяет круг своих молитвенных друзей. А вовсе не отворачивается от Бога и ищет других помощников и благодетелей.
Например, житие святых Киприана и Иустинии показывает, как святая Иустиния именем Господа Иисуса Христа отвергла всякое колдовское наветство и волхва Киприана обратила к Истинному Богу. А теперь, к сожалению, этих святых делают этакими «специализированными» «антиколдовскими святыми». Забывая, что Христос – Глава Церкви и наш Спаситель. Он и их жизнь изменил, и нас спасает.
счетчик (17)