Подсказывает протоиерей Андрей Николаиди.
Посещая храм впервые, многие теряются и неуверенно чувствуют себя из-за того, что не знают, как правильно возжечь свечу, как правильно написать записку о здравии или об упокоении, где правильно встать. И потому им кажется, что все присутствующие в храме обращают на них внимание, бросают косые взгляды, шепчутся, обсуждают.
Таким людям хочется напомнить, что никто не родился с врожденным знанием церковного этикета, что все, кто находится в православных храмах сегодня, сами тоже когда-то впервые переступали их пороги и тоже не знали, как правильно себя вести. Опыт церковного поведения появляется из опыта церковной жизни, и потому не надо смущаться, что, может быть, кто-то, желая вам помочь, решиться подсказать, как правильно следует поступать в том или ином случае.
Существует психологический тип людей, редко переступающих церковный порог, но уже нашедших оправдание своему поведению. «Я пришел к Богу, Который знает меня от моего младенчества. Зачем мне нужны формальности поведения в храме, ведь мы с Богом выше формальностей, а значит можно и нужно вести себя так, как удобно».
Да, действительно, мы приходим к Всеведущему и Вселюбящему Богу, в Его обитель, отвечая на призыв Небесного Отца, звучащий в глубине наших сердец. Но приходим мы к Отцу не одни, и не в одиночестве совершается наше спасение, а вместе с другими Божиими чадами, которые тоже услышали в глубине своих сердец призыв Творца. И потому мы должны с уважением относиться к чувствам тех, кто стоит в храме рядом с нами. Если наша свобода становится соблазном для других, если мы своей свободой и своим не обремененным формальностями поведением мешаем молиться, беседовать с Творцом кому-то из наших братьев или сестер, значит наше поведение – это проявление нашего эгоизма, а эгоист никогда не научится любить других и, следовательно, не найдет дорогу в чертог любящего всех Бога.
Поэтому, заходя в храм, надо ради других, ради любви и уважения к ним, стремиться соблюдать правила благочестивого поведения. Именно поэтому апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, пишет: «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
Конечно, тяжело в рамках одной статьи раскрыть все правила поведения в храме. Но первое, что надо помнить, храм – это место особого присутствия Бога на земле, и потому в доме Божьем нужно вести себя благоговейно, спокойно. Конечно же, во время богослужения в храме недопустимы никакие громкие разговоры, смех и посторонние звуки, отвлекающие от молитвы и богопредстояния. Поэтому, заходя в храм, необходимо заранее отключить звук своего мобильного телефона, чтобы случайный звонок не потревожил молитвенной благоговейности и сосредоточенной тишины храма Божия.
Особое внимание нужно уделять одежде, в которой мы приходим на богослужение. Каждый прекрасно понимает, что на аудиенцию к высокопоставленному лицу никто бы не подумал прийти в пляжном костюме или в невыглаженной грязной рубашке. Точно так же, приходя в дом Небесного Царя, следует соблюдать определенные правила. Одежда, в которой мы приходим в храм, не должна быть броской, вульгарной или непристойной. Мужчинам не стоит являться в церковь в спортивных костюмах, шортах и майках, а женщинам не нужно надевать вызывающие откровенные наряды, облегающие юбки и брюки.
Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о головном уборе. По традиции, восходящей к завету апостола Павла (1 Кор. 11:10), женщины должны молиться с покрытой головой, то есть во время молитвы, будь она молитвой в храме или дома, женщина должна покрыть голову покрывалом. Эта традиция, освященная апостольским авторитетом и потому обязательная для исполнения, к сожалению, многими забыта.
В современном мире косметика стала обязательной нормой светской жизни, и многие женщины не представляют себя без румян или губной помады. Но перед порогом храма теряют свою силу переменчивые мирские законы моды и обычаи. Нельзя входить в храм с устрашающими чертами боевой раскраски североамериканских индейцев на богосозданном лике. Перед храмом желательно удалить с губ помаду. Дело в том, что в Православной Церкви существует обычай прикладываться ко святому Кресту и к иконам, т. е. целовать их. Когда мы прикладываемся накрашенными губами, активные вещества, содержащиеся в помаде, глубоко проникают в краску и могут безнадежно испортить древний образ. Поэтому то, что признается нормой в обычной жизни, в храме является неприемлемым.
Говоря о правилах поведения в храме, хочется также обратиться и к тем, кто уже долгое время живет церковной жизнью. Приходя в храм, надо помнить, что мы здесь не хозяева и даже не распорядители. Мы лишь гости на Божественном пиру и приглашены на трапезу Божию не по нашим заслугам, а даром, не заслужив такой великой милости. Потому и вести себя необходимо не как хозяевам, приватизировавшим уголок в храме и место в раю, а как служителям всех любящего Господа.
Если мы, пребывая на службе, по собственному нерадению отвлекаемся от молитвы и общения с Богом и обращаем свое внимание на вошедших в храм, это еще совсем не значит, что необходимо одергивать и делать замечание всякому, кто еще мало знаком с правилами поведения в храме. Пройдет время, и такой человек узнает все тонкости внутрицерковного этикета.
Но может случиться и иное. Человек, испугавшись и обидевшись на строгий выговор, развернется и уйдет вдаль от Бога, вдаль от спасения, к которому долгие годы вел его Господь. И тогда Всеправедный Судья на Страшном суде спросит у нас о душе ушедшего от Него по нашей вине. Поэтому давайте не будем становиться причиной осуждения некоторых людей, но, вспоминая свои первые шаги в православном храме, поможем начинающим горячей и искренней молитвой, а замечания оставим для тех, кто по своей иерархической степени поставлен наблюдать за народом Божиим – для священно- и церковнослужителей.
счетчик (57)