Заметка

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ИМЯ РЕБЕНКУ

Выбор имени для новорожденного сегодня крайне редко происходит согласно православной традиции. В большинстве случаев ребенка называют в память кого-либо из родственников или в честь кого-то из выдающихся людей. К сожалению, нередко в этот ответственный момент имеют место откровенно языческие предрассудки и суеверия. Например: «Хорошо бы назвать ребенка в честь прадеда Николаем, замечательный был человек, да уж больно трагично жизнь закончил. Нет, имя Николай не годится, как бы не повторилось несчастье». Но на строгость отношения к подобной безграмотности Церковь сегодня права не имеет. Слишком уж расцерковлено, секуляризировано современное общество. Да и суеверия очень прочно вросли корнями в нашу действительность – настолько прочно, что многие люди всерьез их считают чуть ли не предписаниями Церковного Устава. Но если уже вы решили назвать новорожденного так, как это предусматривает православная традиция во всей полноте, то важно понять, что Таинство Крещения, которое вы видите, когда приходите в Храм покрестить малыша, сегодня объединяет несколько священнодейственных актов, которые когда-то совершались раздельно.

В первый день священнику положено совершить над роженицей три молитвы «по внегда родити жене отроча». На восьмой день совершается молитва «во еже назнаменати отроча». Именно в этот день и полагается именовать ребенка. Наиболее верным будет дать имя кого-то из святых, память которых чествуем в этот (восьмой) день. Затем совершаются «молитвы об оглашенных».

На сороковой день совершается само Таинство Крещения, то есть троекратное погружение в купель. Далее – Таинство Миропомазания. На восьмой день после Крещения происходит омовение и «пострижение власов». Впрочем, такое разделение небезусловно. Если, например, младенец немощен, тем более если жизнь его под угрозой, то Церковь предписывает все совершить в первый же день, сразу после рождения. Так что сегодняшнее соединение всего вышеописанного в единое богослужение – это некоторое снисхождение Церкви к немощи и обстоятельствам современной жизни.

Точно так же не является безусловной и традиция называть чадо именем кого-то из святых, память которого чтят на восьмой день от рождения. Во-первых, некоторые имена могут выглядеть уж слишком экзотично. Дети, названные Автоном, Иерофеем или Вакхом, могут впоследствии комплексовать и стесняться своего имени. Во- вторых, и в самой Церкви этот обычай существовал не всегда. В древней Церкви крестили с тем именем, которое человек имел до Крещения. Поэтому если родители решили ребенка назвать тем именем, которое есть в святцах, то есть святой с таким именем канонизирован Православной Церковью, то никаких оснований искать другое имя нет.

Если же дитя назвали каким-нибудь неправославным именем, например: Роза, Арнольд, Франческа и пр., – то при Крещении ему дают имя православное. С этим именем и нужно совершать все молитвы о нем и в дальнейшем, в Церкви его следует называть святым именем. А день памяти его святого молитвенника и покровителя и будет днем его именин. Если человека крестили в детстве и он не знает, в память кого из святых назван (например, имя Иоанн, Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Креститель), в зрелом возрасте он сам вправе выбрать себе молитвенника и покровителя. Если кто-то назван именем, которого в святцах нет, тем более если человек даже не знает, крещен он или нет, то нужно обратиться к священнику. На этот случай предусмотрены определенные священнодействия.

Очень часто люди просят дать ребенку другое имя при Крещении, даже притом, что он уже назван именем, которое есть в святцах. Это происходит по рекомендации всевозможных экстрасенсов, ворожек, шепталок и прочих слуг дьявольских. Можно сказать лишь одно: НИКОГДА не обращайтесь к ним и не исполняйте ничего из того, что они вам рекомендуют. Помните: если родители уже дали ребенку имя и это имя православное, то никакой необходимости переименовывать малыша нет.

протоиерей Александр Немчинов

счетчик (69)

Комментарии закрыты.