Заметка

Враги – это шершавые руки Бога

Бог посылает нам врагов, чтобы шлифовать наши души

Что даст человеку, в практическом плане, любовь к врагам? Зачем оказывать помощь тому, кто является твоим соперником или конкурентом? В чем смысл?

Евангельская тема воскресного дня – заповедь о любви и практическая рекомендация для ее осуществления в виде притчи о Добром самаритянине. Заповедь о любви к врагам никак не вписывается в законы жизни падшего мира. Мертвый, слабый, больной враг всегда лучше живого, сильного и здорового. Потому что первый безопасен, а второй представляет собой угрозу. Что даст человеку, в практическом плане, любовь к врагам? Зачем оказывать помощь тому, кто является твоим соперником или конкурентом? В чем смысл?

В земном плане здесь нет никакой логики. Любить врагов вредно для здоровья, потому что они кусаются. Но Бог настойчиво идет против нашего здравого смысла, давая заповеди, которые никак не ложатся в теорию развития видов, где выживет за счет других тот, кто сильнее и лучше приспособлен к жизни. «Логика» Бога находится в совсем иной плоскости. Бог не хочет, чтобы мы продолжали звероподобное существование в угасающем от собственного зла мире. Он хочет дать нам гражданство в вечности. А для этого нам нужно стать такими, какими мы призваны Быть.

Главное чувство, которое вызывает у нас враг, это страх. Страх рождает ненависть. Ненависть производит злость, агрессию. Бог учит нас тому, что нужно победить не врага, а самих себя, свои чувства. Врагов победить невозможно, потому что для нас они везде, повсюду и во всем. Мы боимся всего, что сопровождает нас в этой жизни. Мы боимся старости, болезней, нищеты, неопределенного будущего, людей, которые нам угрожают – всего, что разрушает наш мир. Начиная с самого детства, когда мы боимся получить двойку в дневнике, и заканчивая старостью, когда мы боимся получить плохие результаты медицинских анализов, мы живем в страхе.

Я нередко думал, какое слово противоположное слову вера, и понял, что это слово страх. Именно поэтому бесы, нападая на святых, пугали их разного рода страхованиями. Сидя в удобном кресле, легко читать о том, как в глухом лесу, в горах, среди ночи, подходит к кельи кавказского подвижника похоронная процессия с рычанием, с горящими свечами и глазами. А вокруг на десятки километров ни души, только лес и глухая ночь. Или кто-то в полночь начинает тащить его келью к обрыву пропасти. Зачем это нужно дьяволу? Все очень просто – страх парализует веру и дает возможность войти в сердце холоду ада. А без веры, как мы читаем в Евангелии, даже Бог бессилен нам помочь. Для того, чтобы исцелять и воскрешать, Христу нужна была наша человеческая вера.

Но как любить все то, что нас пугает, как научиться без трепета и смущения жить среди всех этих страхов? Я знаю схимонахиню, которой явился Христос. У нее было и остается очень много поводов для страха. Она уже много лет живет, как говорится, одной ногой в могиле. А то количество страданий и боли, которые ей достались, хватило бы не на одну жизнь. Явившись, Спаситель сказал ей только: «Ничего не бойся».

Нам нужно постараться переобуть страх в веру. Поверить в то, что все, чего мы боимся – это на самом деле шершавые руки Бога. Да, именно так! У Него не только нежно-ласковое касание, дающее нам умиление или радость, у Него еще есть в руках и «наждак». И Богу приходится часто им пользоваться, чтобы привести нас в порядок. Его не нужно бояться, это тоже Бог. Просто Он, ради нашего спасения, часто бывает «колючим». Его колючки – это и люди, которые нас ненавидят и творят зло, и болезни, и всякие скорби…

Не нужно паниковать и поддаваться страху, иначе мы погибнем. Нужно верить, что мы получим колючек ровно столько, сколько нам нужно в данный период для духовной терапии. Смиренное принятие всех жизненных ситуаций дает возможность пройти лечению спокойно и с пользой для души. Старец Иоанн Крестьянкин говорил, что мы живем в такое время, когда каждой скорби нужно в ноги поклониться, потому что ею только и спасаемся. Но если поддаться панике, то может все пойти не так, как надо. Скорби призваны воспитать в человеке терпение и смирение, если же они вызовут злость, ненависть или страх, то это может нас погубить.

Этой же монахине, о которой я говорил выше, приходилось не раз умирать.Так вот, выжить ей давало возможность только одно – смирение. «Если бы я – рассказывает матушка Е. — поддалась панике, то уже бы меня на этом свете не было. А так во время страшной боли я думала о том, как же за меня Христос страдал на Кресте! Что Он там ради меня грешной претерпел. И, стиснув зубы, терпела страшную боль… Это поначалу, когда умираешь, все идет кувырком и начинается паника, а потом просто ждешь, как наверху решат. Куда тебя: туда призовут или еще здесь пожить оставят».

Враги и страдания для веры не страшны, потому что она требует от них предъявления допуска на произведение очистительных работ. Тут враг бессилен. Он вынужден смириться с тем, что сможет сделать нам ровно столько зла, сколько будет ему позволено Богом. Больше ему не дано. Но если страх парализует нашу веру, то мы ему позволим сделать с нами все, что он захочет. Потому что без веры мы перед злом бессильны.

Самое главное чудо преображения человека совершится тогда, когда вместо страха у нас появится реакция любви на все то, что нас пугает. Но это произойдет, когда мы наконец-то сможем разгадать во всех колючках нашей жизни руки Божественного попечения и заботы Его о нас. Тогда мы уже не будем рабами страха, а станем сынами Божьими, соединенными со Христом и друг другом крестами страданий и сораспятия. Тогда в нас будет побежден последний враг – смерть, из которого будет вырвано жало страха. Потому что верующий в Бога «имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24).

Протоиерей Игорь Рябко

счетчик (8)

Комментарии закрыты.