О храме

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря — 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией — 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии — 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

     На следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы, Православная Церковь в своем богослужебном календаре празднично воспоминает действительное историческое событие перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют также Третьим Спасом. Такое название за этим праздником утвердилось в церковном народе по причине трех, следующих друг за другом в августе месяце, праздников, посвященных нашему Спасителю и Господу Иисусу Христу.

     В первый день Успенского поста, 14 августа по новому стилю, Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе.

     В Русской Церкви праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, или, так называемый в церковном народе, Первый Спас, соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. О дне же Крещения Руси есть упоминание в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1», т.е. 14 августа по новому стилю.

     По принятому ныне в Русской Православной Церкви богослужебному чину в этот день, 14 августа, всегда совершается малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается и освящение меда нового сбора, почему Первый Спас иногда называется еще и «Медовым Спасом», а по причине воспоминания в этот день Крещения Руси иногда еще называется «Спасом на воде» или «Мокрым Спасом».

     Вторым Спасом называется один из двунадесятых праздников Русской Православной Церкви — праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который с особой торжественностью отмечается 19 августа по новому стилю. В этот праздник Церковь освящает виноград и другие плоды нового урожая. Так как в наших широтах такими плодами по преимуществу являются яблоки, то в церковном народе Второй Спас часто называют «Яблочным Спасом».

     Третьим Спасом, как уже говорилось, называют праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который празднуется Православной Церковью на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы 29 августа по новому стилю. Этот праздник, также, иногда называют «Спасом на убрусе».

     Все эти три праздника Всемилостивому Спасу как бы связуют собой временную ткань особых, судных дней Успенского поста, которым для каждого из нас завершается еще один церковный год нашего «возрастания в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет.3:18) . 

счетчик (1124)