Заметка

Таинство Миропомазания

Омывание святого Мира
Первый обряд восьмого дня — это смывание с тела новокрещенного святого Мира.
И во осмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти…
В ранней литургической практике этому обряду предшествовало возложение епископом рук на голову нового члена Церкви. И об этом напоминается в первой молитве восьмого дня. Новый христианин посылается в мир, где он должен стать свидетелем (греч. «мартириос»- мученик) Христовым, глашатаем Царства Божия, и потому борцом против «князя мира сего». Его жизнь будет насыщена постоянными опасностями и коварными искушениями. Ибо мы знаем из Евангелия, что враг, поверженный победой Христа, готовится к последней и отчаянной битве с теми, кого Христос отвоевал у него, с тем чтобы «прельстить, если возможно, и избранных»(Мф. 24, 24). Конечный результат борьбы — спасение или погибель. Таким образом, первая молитва, читаемая священником, — это прошение о помощи, защите, дерзновении, верности и терпении: «… щит веры его не наветован от врагов соблюди; нетления одежду, еюже одеялся, нескверну в нем и неблазнену сохрани…».
Затем священник, при чтении второй молитвы, обычно возлагает руку на голову новокрещенного, произнося слова: «… возложи на него руку Твою державную, и сохрани его в силе Твоея благости, некрадомо обручение сохрани, и сподоби его в Жизнь Вечную и в Твое благоугождение».
Это возложение рук знаменует вручение новому христианину знака и дара того дерзновения, без которого не может быть христианской жизни.
«Главы ваша Господеви приклоните», — говорит диакон или Священник; и приклонением головы новокрещенный показывает зое послушание, свою готовность подчиниться дисциплине воинства Христова, оставаться всегда в его рядах, искать не собственой выгоды, славы и удовольствия, а победы своего Господа.
И священник молится: «Одеявыйся (одеявшаяся) в Тя Христа и Бога нашего. Тебе подклони с нами свою главу, его же сохрани непобедима подвижника пребыти на всуе вражду носящих на него и на ны, Твоим же нетленным венцем даже до конца победители вся покажи. Яко Твое есть еже миловати и спасати…»
Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. В этот день в древности снималась белая одежда. Чтобы победить врага, Сам Господь Иисус Христос совлек с Себя одеяние Славы, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба… быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7, 8). Тогда был прославлен Сын Человеческий. Омывается святое Миро, ибо запечатление им было не знаком, но самой реальностью, и христианин должен нести печать дара Духа Святого в сердце своем.
Священник берет концы пелен, омочает их водой и кропит ею крестовидно новокрещенного, говоря:
«Оправдался еси.
Просветился еси.
Освятился еси.
Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего…».
Затем напояет крещальную губу водою и отирает ею помазанные святым Миром части тела, произнося:
«Крестился еси.
Просветился еси.
Миропомазался еси.
Освятился еси.
Омылся еси: во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.. Аминь».
Пострижение власов
Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Примером может служить ветхозаветное повествование о Сампсоне. Этот обряд встречается и в чине посвящения в: «ангельский», монашеский чин и в посвящении членов клира — чтецов.
Послекрещальное «острижение власов» начинается торжественной молитвой, которая указывает на существо таинств Крещения и Миропомазания: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного творения Божиего: «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтовый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его,. яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый и в ней множайшыя чувств водрузивый, не запинающыя друг другу: власы же главу покрыл еси… и вся уды его nd-требно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника…»
Человек — образ Божественной неизреченной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту, радоваться ей значат возносить благодарение Самому Творцу.
В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты-волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы. Со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь»
Сначала постригается затылок, потом передняя часть головы, затем правая, и наконец, — левая, т. е. в том же порядке, в котором совершается благословение. Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель.
Присутствующие иногда с напряжением смотрят в купель, желая увидеть — не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. По суеверным приметам, это означает недолгую жизнь новокрещенного. Хотя воск, по физическим законам будучи легче воды, не тонет, однако брошенный с некоторой силой, он погружается в воду, что вызывает иногда смущение у присутствующих при Крещении и отвлекает их от существа Божественного таинства. Поэтому священнику рекомендуется самому тихо опускать комочек воска в купель, не привлекая внимания родителей и восприемников к этому маловажному действию.

счетчик (223)

Комментарии закрыты.