Заметка

Слово в Неделю о блудном сыне

блудный сынВ сегодняшней общеизвестной притче нам важно разрешение этой страшной ситуации. Все было так плохо, а стало хорошо. Все кончилось хорошо, потому что отец очень любит cвоего сына. Тот все расточил, а отец его все равно принял.

Но не каждый, кто так уходит от Бога, бездумно расточает дары, которые Христос ему вручает, не каждый возвращается.

 Все Мое, говорит отец, – твое. Это Божии слова. Это каждому из нас говорится. И с этими дарами каждый из нас поступает по-своему, так, как он хочет поступать. Старший сын поступает по-своему. И младший сын поступает по-своему.

В этой притче много очень важных вещей, например, про свиную пищу, которая к величайшему сожалению очень многих устраивает. Многие этими рожками насыщаются. А сын не мог с этим примириться, потому что в дому отца его даже наемники и те были облагодетельствованы.  Не мог он насыщаться свиными рожками, а мы вполне можем с ними жить, вполне можем в этом свином  месиве копошиться, так что иногда не разберешь, где свиньи, а где мы.

 Еще в этой притче важно понять, что же такое эта страна чужая. Это не какие-то блудилища, не притоны разврата, это – мир, оставшийся без Бога, мир обезбоженный, который законом своей жизни положил не то, что приводит в жизнь вечную, а совсем другое: он жаждет другого, питается другим и кормит своих чад не тем, что Господь нам подает, а тем, что свиньи едят. Этот мир для многих христиан стал своим, а в Евангелии о нем сказано, как о стране далекой, стране чужой. Мир – чужбина, а родина – это Царствие Небесное, это Церковь, это мир Христов, – вот что такое отечество наше. Это там, где Господь царствует, изгоняя из нас всякое самолюбие, всякую гордыню, всякое желание что-то сделать по-своему, чтобы мы сумели принять то, что Господь нам дает.

 Все Мое, говорит Он, – твое. А мы говорим, – нет, мне надо мое. Твое – это твое, а я хочу, чтобы оно стало моим, не нашим, твоим и моим, а только моим. Этим главным законом и живет мир, чтобы между людьми не было никакого соединения, чтобы мир был таким, как задумал сатана, когда просил сеять людей, как пшеницу, чтобы каждый был отдельным закупоренным зернышком с отдельной самодостаточной жизнью, которого так легко «склевать». Мои проблемы – мои, а твои – твои. «Мое» – главное слово, пароль этого мира.

 Человек в этом мире очень хорошо ориентируется, легко умеет это «мое» умножать, расширять хранилища и вытеснять из своей жизни все остальное, что как-то может «моему» помешать. Он может чувствовать себя совершенно комфортно, на своем месте, и этой свиной пищей  насыщаться. И тогда она становится желанной. Конечно, насытиться ею человек не может, он всегда будет испытывать голод и жажду, и это чувство пожирания мира и самого себя становится превалирующим. И, к сожалению величайшему, не каждый вернется. Не каждый сможет встать, очнувшись, и сказать: «Что же я, безумец, делаю, ведь в доме отца моего все наше!»

 Эта притча нам для того и дана, чтобы мы все-таки испугались очень простой вещи: что страна далекая – моя, этот мир чужой – мой, чтобы страшно нам стало, чтобы мы очнулись, как этот блудный сын, чтобы нашли в себе силы встать, возненавидеть свиную пищу, взглянуть на небо и сказать: «Отче, согрешили на небо и пред Тобою и не достойны называться Твоими детьми. Прими нас хотя бы в число Твоих наемников». И начать свой путь к Богу, настоящий духовный труд, лишенный всякого саможаления, лишенный всякого, если хотите, утешения. Потому что крест, который Господь нам дает, это крест, на котором мы должны распять себя со всеми своими страстьми и похотьми.

 И пускай это евангельское слово зазвучит в наших сердцах, чтобы мы смогли воспрянуть, подобно евангельскому сыну и вернуться к Богу. Аминь.

 Алексей Уминский, протоиерей

счетчик (51)

Комментарии закрыты.