Заметка

О мытаре и фарисее

мытарь и фарисей

Сегодня мы начинаем богослужебный круг Постной триоди.  Святая Церковь готовит нас к Великому посту.  В эти недели перед началом поста Церковь, наша любящая Мать, преподает нам сокровища евангельских чтений о мытаре и фарисее, притчу о блудном сыне, и слова Христа о Его втором пришествии.  Легко увидеть, что все эти места из Священного Писания соедиены вместе для нашей духовной пользы: из повествования о мытаре и фарисее мы учимся смирению (Лк. 18:14); только смирение позволяет нам видеть свое истинное состояние—на коленях у свиного корыта греха, как блудный сын (Лк. 15:17)—и толкает нас вернуться к Отцу (Лк. 15:18); наконец, наш выбор правильного пути, пути домой, ведет нас в объятия Отца небесного (Лк. 15:20) с теми, кто встанут одесную Его Божественного Престола (Мф. 25:31-33).

 Но вслушаемся, подумаем: самый первый урок, который нам преподается на пути к Великому посту, самый первый пример, который Церковь предлагает нашему взору перед началом поста, это пример не преподобной Марии Египетской, подвизавшейся пол века в пустыне в посте и молитве, и не преподобного Антония Великого, известного своим строгим аскетизмом, а пример мытаря, который, наверное, вовсе не постился, но пошел домой более оправданным перед Богом, нежели фарисей (Лк. 18:14).  Странное дело: мы готовимся к посту, но всю следующую седмицу мы не постимся даже в среду и пятницу!  Это не для того, чтобы запастись калориями на время поста, как некоторые могут подумать, а для того, чтобы научиться самому важному в посте: пост—это не диета, это лекарство от болезни помимо чревоугодия.  Без мытарева смирения, без осознания того, что мы не достойны «даже поднять глаз на небо» (Лк. 18:13), без того, чтобы слова «Боже, милостив буди мне грешному!» стали не только молитвой мытаря, но нашей молитвой, пост наш будет бесплодным и даже опасным, если наша гордыня приведет нас к фарисееву безумию: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк. 18:11)

 Убежим же от фарисейского высокоглаголания и научимся мытареву смирению (из кондака недели), будем помнить этот урок, готовясь к Великому посту.  Не будем возноситься сами в себе о том, что картошка наша без постного масла, когда и жизнь наша не имеет елея прощения ближних, или что едим мы мало, когда гордыня наша лезет, словно из рога изобилия.  Цель поста—это смирение и более ясное видение своего истинного падшего состояния, «ибо [всякий] возносяй себе смирится. Смирим [же] себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя» (самогласен Триоди на «Господи воззвах…»).

 Священник Сергий Свешников

счетчик (43)

Комментарии закрыты.